С какими проблемами сталкиваются кооператоры?

Автор: | 18.01.2022

Мы завершаем цикл статей об успешной практике многоуровневой кооперативной системе городов-побратимов Миннеаполис и Сент-Пол. Она создавалась в течение 40 лет и включает более 300 производителей, совместного дистрибьютора органической продукции и 15 потребительских кооперативов, управляющих 17 розничными продовольственными магазинами, при поддержке 91 000 членов кооператива и еще 50 000 покупателей.  В первой статье рассматривались некоторые аспекты продвижения местной органической продукции. Во второй публикации – роль кооперации при ее реализации. Третья статья была посвящена каналам продаж для органической сельхозпродукции с наибольшей маржой. Четвертая статья касалась аспектам, которые помогают сельхозпредприятиям развивать «вертикальную кооперацию».

В заключительной части публикации расскажем о проблемах, с которыми сталкиваются кооператоры.  

ПРОБЛЕМЫ

Приближение к потолку развития. С точки зрения снабжения, кооперативная система в значительной степени заполнена местными продуктами питания. Существующие производители, некоторые из которых выросли вместе с розничными кооперативами и клиентской базой, а некоторые из которых являются более новыми, имеют возможность удовлетворить спрос в системе. Это означает, что возможности для новых местных производителей продукции, включая свежие сезонные овощи и фрукты, молочные продукты, сыр, мясо, яйца, очень ограничены.

В существующих розничных кооперативах продолжается постепенный рост, но существующие поставщики, как правило, могут обеспечить это (и производителям часто требуется этот объем для достижения своих собственных жизнеспособных масштабов). Новые или расширенные кооперативные магазины открываются, возможно, один раз в два года; существующие поставщики, как правило, могут удовлетворить этот возросший спрос. Местное органическое предложение растет быстрее, чем с ним справляется более крупный рынок.

Ценовые ограничения. Цена является серьезным препятствием для роста общей системы местного продовольствия. Мелкое или среднее производство продуктов питания почти всегда обходится дороже, чем на крупных промышленных фермах; это справедливо для органических и обычных продуктов. Затраты на распространение и розничную продажу небольших партий местной продукции также выше (на единицу), чем в промышленном секторе.

Система дистрибуции и розничной торговли. Владельцы-участники продолжают демонстрировать понимание ценностей и готовность платить премиальную цену. Однако для розничного продавца часто существует компромисс между предложением справедливой цены поставщикам и предложением низких цен для клиентов.

Продукты питания очень чувствительны к ценам, и цена действительно ограничивает доступный рынок; даже для самых преданных потребителей-членов существуют ценовые ограничения. Передача этого ценового/сервисного/ценностного предложения от производителя до потребителя является дополнительной проблемой.

Напряженность. В местной продовольственной системе может возникнуть напряженность между различными множественными ценностями. Наиболее заметные связаны с ценой, в контексте поиска:

• Справедливого дохода фермеров, использующим устойчивые методы и работающим в семейном масштабе

• Обязательство выплачивать сотрудникам справедливую заработную плату

• Стремление обеспечить здоровой, высококачественной пищей людей с ограниченными возможностями

Конкуренция и жизнеспособность среднего масштаба. Работая на предприятиях малого и среднего бизнеса, предприятия пищевой промышленности сталкиваются с конкуренцией со стороны других участников рынка, и часто конкуренты имеют большую экономию за счет масштаба и больше финансовых ресурсов. Сельскохозяйственные кооперации, распределение CPW и даже крупнейшие розничные кооперативы — все они относительно малы или среднего размера в своих соответствующих областях. Проблемы включают необходимость очень эффективной работы, ограниченные средства на рекламу и продвижение, ограниченную покупательную способность по сравнению с более крупными игроками, покупка меньших партий и многое другое.

Проблемы системной интеграции. Стремясь к выходу на рынок или постепенному росту, отдельные производители, дистрибьюторы и розничные торговцы вынуждены задумываться о том, укрепят ли кооперативы или другие формы консолидации их позиции на рынке. Двадцать лет назад кооперативная розничная торговля в этой местной системе продуктов питания едва не отклонила предложение о слиянии пяти магазинов. Тем не менее, в нынешних условиях обострившейся конкуренции и рыночных ограничений все еще возникают вопросы о консолидированной системе по сравнению с федеральной системой независимых магазинов. Чтобы сохранить рыночную силу кооперативной системы, ведущие игроки должны будут поддерживать исключительный уровень доверия, партнерства и решений, основанных на ценностях, которые привели эту систему к ее нынешним сильным сторонам и влиянию.

Розничные кооперативы не интегрируют свои усилия по расширению/развитию в какой-либо значительной степени, что делает их уязвимыми для конкурентов (национальные или местные сети), у которых есть план развития по всему сектору или местные сети, продающие натуральные/органические/экологически чистые продукты, которые в последние годы значительно расширили свое присутствие в городах-побратимах. Отсутствие системной интеграции также влияет на CPW, хотя он рассматривает ведущие розничные кооперативы как “участников” с совместным распределением доходов (через кооператив). Гибкость CPW была очень полезна для местных производителей и розничных покупателей, но может быть недооценена.

Механизмы распределения в этой системе (как исторически, так и в настоящее время) сложны; сотрудничество между кооперативами проходит проверку. Эффективность и разнообразие партнерских отношений являются ключом к тому, что позволяет ей добиться успеха.

Покупатели, не являющиеся членами

Наряду с нашим отчетом об опросе 91 000 владельцев кооперативов в 2012 году, число 50 000 покупателей, не являющихся членами кооператива

• (взвешенное) среднее значение 70 % от общего объема продаж в размере 178 миллионов долларов владельцам кооперативов или 52 миллиона долларов (30 %) покупателями, не являющимся членами кооператива;

• оценка, основанная на неофициальных данных, показывает, что средние транзакции покупателей, не являющихся членами ($) постоянно меньше, чем у участников, возможно, на 2/3 стоимости;

• есть предположение о том, что нечлены совершают покупки реже, чем участники.

Местная продукция

Определения местного продукта чрезвычайно разнообразно. Например, в исследовании NCGA 2012 года о влиянии продовольственных кооперативов есть диаграмма, показывающая не менее семи различных определений, используемых среди 136 кооперативов-членов. Многие из этих определений имеют географические границы в 200 или 300 миль, в то время как другие имеют политические границы, и ни одно определение не используется более чем в 32 % кооперативов NCGA. С другой стороны, Министерство сельского хозяйства США считает местной продукцию, произведенную в пределах 400 миль от места реализации. Иногда кооперативы определяют как местную продукцию, произведенную в одном дне езды от городов-побратимов.

Статья подготовлена Союзом органического земледелия на основе перевода исследования независимой общественной организацией Cooperative Development Services (CDS), проведенного в 2014 году на основе данных реального сектора в рамках проекта «Органическое сельское хозяйство-новые возможности. Система и практики ответственного землепользования, устойчивого развития сельских территорий» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. В исследовании показаны ценности и практики, которые приводят к значительному потоку местных продуктов питания от производителей к потребителям, также определены ключевые факторы успеха на каждом уровне.

Фото — pexels.com

Добавить комментарий